Одобрена совместным решением

Совета и Исполнительного комитета

Самарского регионального отделения

Ассоциации юристов России

14 сентября 2018 года

 

КОНЦЕПЦИЯ

правового просвещения граждан

и оказания бесплатной юридической помощи

на территории Самарской области

 

ПРЕАМБУЛА

 

Правовое просвещение следует понимать как целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя закрепленную в статье 1 Конституции Российской Федерации основу статуса Российской Федерации как правового государства.

Соответствующий уровень правового сознания и правовой культуры предполагает наличие правовой подготовки и системы убеждений, характеризующихся признанием права, пониманием необходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыками реализации права. Полученные в ходе правового просвещения знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую активность.

Конституционно закрепленные основные права и свободы граждан без наличия эффективного правового механизма их обеспечения и защиты, а также без знаний и возможностей граждан по реализации данного механизма. остаются всего лишь декларацией. Существенная роль решении данной задачи отведена квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной. Система оказания гражданам бесплатной юридической помощи является неотъемлемым элементом системы правового просвещения граждан.

Формирование юридически грамотного населения является одной из главных задач развития правового государства. Граждане являются одним из главных факторов обеспечения развития государства и общества.

Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.

В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма и безграмотности необходимо максимально использовать имеющийся в Самарской области потенциал для систематического правового воспитания и просвещения населения.

Концепция правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи на территории Самарской области определяет основные цели, задачи, направления деятельности и мероприятия по правовому просвещению граждан в Самарской области.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

  1. Понятие права на правовое просвещение

Право на правовое просвещение является составной частью закрепленного статьей 43 Конституции Российской Федерации права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы в правовой сфере, а также возможность ознакомления с достижениями в области права и свободного пользования ими. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы правового просвещения.

 

  1. Всеобщность права на правовое просвещение

Все граждане имеют право на получение информации, затрагивающей их интересы, на пользование достижениями в области права независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств.

Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории Российской Федерации. 

 

  1. Неотъемлемость права на правовое просвещение

Право граждан на правовое просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение и свободный доступ к информации.

 

  1. Обязанности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению права граждан на правовое просвещение

Государственные органы всех уровней и органы местного самоуправления являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на правовое просвещение на подведомственной им территории.

 

  1. Основные принципы правовой просветительской деятельности

Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:

- признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;

- ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;

- недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;

- широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;

- автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;

- государственная поддержка просветительской деятельности;

- достоверность сообщаемой информации;

- партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;

- учет региональных и местных особенностей территории;

- учет общегосударственных и общесоциальных интересов, интересов отдельных социальных групп.

 

  1. Нормативное закрепление правового просвещения.

Институт правового просвещения определен как средство профилактики правонарушений, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от противоправных посягательств в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и закон Самарской области от 13.06.2012 № 51-ГД «О бесплатной юридической помощи в Самарской области» закрепляют обязанности участников государственной системы оказания бесплатной юридической помощи использовать данный институт для информирования граждан о защите своих прав и оказания бесплатной юридической помощи в пределах компетенции.

Правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты является одной из основных задач Уполномоченного по правам человека в Самарской области в соответствии с Законом Самарской области от 24.11.2000 № 45-ГД «Об Уполномоченном по правам человека в Самарской области».

На территории Самаркой области до настоящего времени не принят закон, регулирующий данную сферу общественных отношений. 

 

Раздел II. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ

СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ ГРАЖДАН

И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

 

Состояние правовой культуры населения, нормативности его сознания, желание и готовность соблюдать населением социальные и правовые нормы, быть законопослушными гражданами определяется в значительной степени оценками населения состояния правопорядка, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

По данными социологических исследований, проведенных по инициативе Уполномоченного по правам человека в Самарской области в 2015-2017 годах при участии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», менее половины опрошенных считают, что права человека в Самарской области соблюдаются. Такое положение вещей характерно как для 2015 года (45,5%), так и для 2016 (46,7%) и 2017 (46,5%) года.

При оценке ситуации в сфере соблюдения прав человека большинство опрошенных (46,9% в 2015 году, 51,2% в 2016 году и 46,9% в 2017 году) не замечает изменений, вместе с тем количество ответов об ухудшении ситуации составляет, соответственно, 18,7 %, 17,7% и 9,3%.

Наряду с общей оценкой жителями Самарской области ситуации с реализацией прав человека в регионе в ходе исследования выяснялся и их личный опыт.

О том, что в течение года были случаи, когда нарушались или возникали проблемы в реализации прав человека применительно к ним или членам их семьи, сообщает каждый пятый респондент (19,2% опрошенных в 2015 году, 20,5% – в 2016, 21,1% - в 2017). Обращает на себя внимание относительно высокий процент затруднившихся ответить (18,8%, 18,7% и 18,2% соответственно). Ситуация свидетельствует об определенных затруднениях у граждан относительно определения своего правового положения. Указанные затруднения у жителей Самарской области носят постоянный характер.

Большинство респондентов, сообщивших о нарушении своих прав (88,2%), пытались их восстановить. Вместе с тем, только 2,4% опрошенных не встретились с проблемами в процессе защиты своих прав, абсолютное же большинство опрошенных перечислили целый ряд проблем (затягивание времени, с хамство и грубость сотрудников учреждений, отказом принять заявление, выслушать жалобу и т.п.).

Следствием сложившейся в Самарской области ситуации с реализацией прав человека является тот факт, что значительная часть респондентов считает, что они в большинстве случаев не могут отстоять свои права (35,8%, 30,8% и 23,5% соответственно). В среднем, менее половины опрошенных считают, что они могут отстоять свои права (44,0%, 43,3%, 51,6% соответственно).

Нормативность сознания населения является главным показателем его социальной направленности (целей и мотивов поведения), определяет настоящее и будущее развитие общества. Критические оценки правосознания российского общества неоднократно актуализировались высшими должностными лицами.

Выступая с первым Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве Президента Российской Федерации, Д.А. Медведев констатировал, что в современной России правовой нигилизм потому крайне укоренен в сознании граждан, поскольку «этой проблемой системно и глубоко не занимались». Более того, сложившаяся система российской «бюрократии» сама и «порождает массовый правовой нигилизм».

«Главное в правовом государстве – это уровень правовой культуры граждан, их готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес» - отметил Д.А. Медведев.

Повышение правовой культуры населения через систему образования и воспитания признается более эффективной и успешной по сравнению с ужесточением наказания за несоблюдение правовых и социальных норм. Поэтому главной задачей должно стать повышение уровня культуры населения в целом, и молодежи в частности, оказывающей первостепенное влияние на формирование сознания и поведение человека.

Общеизвестно, если государство не обеспечивает защиту и реализацию конституционных прав граждан, от общества следует ответная реакция: отказ от участия в выборах, от исполнения гражданских обязанностей (уклонение от военной службы, от уплаты налогов) и т.д. Такого рода взаимоотношения между государством и гражданами оборачиваются процветанием «теневой» экономики, коррупцией, другими негативными процессами, которые в той или иной степени характеры на всем протяжении периода истории современной России.

 

Раздел III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

  1. Цели правового просвещения граждан

Под целями правового просвещения граждан понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения.

Основные цели правового просвещения граждан на территории Самарской области:

- повышение правовой культуры жителей Самарской области, то есть осознание своих прав и уважение к чужим правам, подкрепленное знанием системы законов Российской Федерации и Самарской области, повышение правовой активности, реализация правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, в законопослушном поведении;

- формирование правового сознания как совокупности представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также освоение навыков правового положительного поведения.

- профилактика правового нигилизма.

 

  1. Приоритетные задачи деятельности по правовому просвещению граждан.

К числу приоритетных задач относятся:

- содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизни;

- способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;

- содействие правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;

- формирование общественного мнения актуальном вопросам, связанным с развитием системы правового просвещения. 

- обеспечение координации деятельности участников системы правового просвещения граждан на территории Самарской области в области правового просвещения граждан;

- повышение эффективности деятельности участников системы правового просвещения граждан на территории Самарской области в области правового просвещения граждан;

- проведение мероприятий просветительского характера для различных категорий граждан;

- проведение обучающих мероприятий для участников системы правового просвещения граждан на территории Самарской области;

- организация приема по юридическим вопросам и для оказания бесплатной юридической помощи гражданам с участием специалистов, в том числе с выездом на места;

- создание постоянно действующих общественных приемных для оказания бесплатной юридической помощи гражданам.

 

  1. Социальные функции правового просвещения граждан

- образовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях;

- информационная: расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

- разъяснительная: обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений и единство применения норм права;

- идеологическая: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;

- консультативная: распространяет функциональные знания о едином понимании норм права, необходимые гражданам в повседневной жизни.

 

  1. Направления деятельности по правовому просвещению граждан

Деятельность по правовому просвещению граждан осуществляется по следующим направлениям:

- распространение правовых знаний;

- обучение правовым способам жизнедеятельности;

- формирование у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества.

 

  1. Основные мероприятия по правовому просвещению граждан

С учетом указанных в настоящей Концепции направлений деятельности по правовому просвещению граждан, основными мероприятиями по правовому просвещению граждан являются следующие.

1) в сфере распространения правовых знаний:

- организация и проведение обучающих мероприятий для представителей участников системы правового просвещения граждан на территории Самарской области, деятельность которых связана с работой по непосредственному взаимодействию с гражданами в сфере правового просвещения и оказания бесплатной юридической помощи

- организация систематического размещения в печатных и электронных средствах массовой информации, распространяемых на территории Самарской области, материалов по правовому просвещению граждан

- организация цикла передач просветительского характера на радио и телевидении;

- подготовка, издание и распространение печатной продукции информационного характера, посвященный вопросам правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи;

- адресное распространение информации, разъясняющей отдельные вопросы права, отдельным категориям граждан;

- организация и проведение конференций, семинаров-совещаний, «круглых столов» по проблемам правового просвещения граждан;

- разработка методических рекомендаций по различным вопросам применения действующего законодательства;

 2) в сфере обучения правовым способам жизнедеятельности:

- обеспечение распространения знаний в различных сферах законодательного регулирования среди учащихся общеобразовательных школ, обучающихся в системе средне-специального образования, студентов вузов;

- проведение в общеобразовательных школах, учебных заведениях системы средне-специального образования классных часов по правовой тематике, деловых игр, адаптированных уроков права, направленных на обучение правовым способам защиты конституционных прав, практике применения норм права в повседневной жизни;

- приглашение специалистов правоохранительных органов для проведения правовых лекций, родительских собраний, классных часов;

- проведение конкурсов рисунков, сочинений, турниров знатоков, отражающих проблемы прав человека и ребенка, в том числе с их реализацией;

- организация правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка;

- проведение мероприятий просветительского характера для детей, помещенных в образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- проведение мероприятий просветительского характера для граждан, подлежащих призыву на военную службу;

- проведение мероприятий просветительского характера для молодежи, не проходящей обучение;

- проведение мероприятий просветительского характера для пациентов учреждений здравоохранения Самарской области;

- проведение мероприятий просветительского характера для пенсионеров;

- проведение мероприятий просветительского характера для граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания;

- проведение мероприятий просветительского характера для лиц, осужденных к лишению свободы;

- организация приема граждан по юридическим вопросам и для оказания бесплатной юридической помощи гражданам с участием специалистов в населенных пунктах Самарской области;

- создание на территории каждого муниципального образования постоянно действующих общественных приемных для оказания бесплатной юридической помощи гражданам;

- создание регионального интернет-портала по вопросам правовой пропаганды, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе – досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления Самарской области, должностных лиц указанных органов, государственных (муниципальных) гражданских служащих Самарской области;

- развитие доступности использования гражданами, проживающими на территории Самарской области, региональным интернет-порталом;

- оказание содействия в деятельности информационно-правовых центров, в том числе на базе высших учебных заведений ("юридические клиники"), участие в их деятельности специалистов правовых служб органов исполнительной власти Самарской области, местного самоуправления, ведущих юристов Самарской области.

 3) в сфере формирования у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества:

- активизация работы по информированию граждан о просветительской деятельности участников системы правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи на территории Самарской области;

- анализ деятельности участников системы правового просвещения граждан и оказания бесплатной юридической помощи на территории Самарской области, выработка предложений и рекомендаций;

- выработка консолидированных предложений по совершенствованию действующего законодательства, касающегося правового просвещения граждан, оказания бесплатной юридической помощи, реализации прав и свобод человека и гражданина;

- организация проведения общественной профессиональной экспертизы нормативных правовых актов Самарской области и их проектов.

 При планировании, подготовке и проведении мероприятий по правовому просвещению граждан необходимо учитывать следующие результаты социологических исследований, проведенных по инициативе Уполномоченного по правам человека в Самарской области в 2015-2017 годах при участии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева».

 

 

 

Раздел IV. УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН И ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

- Самарское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»;

- Управление Министерства юстиции по Самарской области;

- Уполномоченный по правам человека в Самарской области;

- территориальные органы федеральных органов исполнительной власти на территории Самарской области;

- органы исполнительной власти Самарской области и подведомственные им учреждения;

- органы местного самоуправления;

- высшие учебные заведения Самарской области, осуществляющие подготовку специалистов с юридическим образованием;

- юридические клиники при высших учебных заведениях Самарской области;

- некоммерческие организации.

 

Раздел V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы правового воспитания и повышения правовой культуры – это длительный процесс, затрагивающий изменение объективных условий жизни общества, целенаправленную идеологическую, организационную работу, осуществление комплекса специально-юридических мер.

В концентрированном виде эти меры должны быть сориентированы на то, чтобы создать качественно обновленную социально-правовую среду и утвердить у людей веру в право.

Принципиальное значение в этой связи имеет утверждение в обществе идеи господства права.

Реализация настоящей Концепции программ должна обеспечить:

- широкий доступ всех слоев населения к юридической информации;

- привлечение государственных институтов и некоммерческих организаций к решению проблем правовой информации и пропаганды;

- формирование основ правовой культуры населения. 

Реализация основных положений настоящей Концепции, при соответствующем нормативно-правовом регулировании,  позволит обеспечить повышение правовой культуры, формирование правового сознания населения Самарской области, окажет положительное воздействие на ситуацию, связанную с обеспечением и защитой прав человека и гражданина на территории Самарской области, что в целом позитивно отразится на уровне и качестве жизни населения Самарской